Народное образование в Барнаульской волости

Народное образование в Барнаульской волости

Помнится, ещё со школьной скамьи я уверовал, что крестьянство России, до Октябрьской революции было тёмной, неграмотной и необразованной массой. И в это легко было поверить, ведь бабушка моя Федора Кирилловна в 80-е годы прошлого века была абсолютно неграмотной, по тому, что ни одного дня не провела в школе. Её подружка, бабушка Феня Мастюгина, за всю свою жизнь, каким то чудом, выучила из всей грамоты только цифру 8. И они были не единственными, уже изрядно постаревшими и совершенно безграмотными детьми Российской Империи. Как тут не поверить в  лишённых возможности учится сибирских крестьян, которых проклятые буржуи не пускали в  школы и гимназии, где получали образования их кичливые чада. А познакомится с документами, или прочесть что либо, отличающееся от официальной точки зрения, в советское время было невозможно, да иной раз и небезопасно. В настоящее время каждый желающий имеет возможность посредством интернета, не выходя из дома заказать любую научную, краеведческую и иную литературу ранее скрытую за стенами архивов и спецхранов. Например, зарегистрировавшись в электронной президентской библиотеке, можно заказать и не спеша прочитать уникальное издание Статистического отдела при Главном Управлении Алтайского округа за 1898 год  «Материалы по исследованию крестьянского и инородческого хозяйства в Бийском уезде. Выпуск 1 Барнаульская волость» под редакцией  Дмитрия Ивановича Зверева. В нём подробно описывается система образования в Барнаульской волости, центром которой почти 200 лет являлась Чистюнька. Можно запросто взять и прочесть в Алтайском  сборнике том VII  за 1907 год труды Н.М. Трегубова «Сибирское переселенческое селение село Чистюнька Барнаульской волости Барнаульского уезда», где так же рассказывается об учреждениях образования в этом крупном волостном центре. В Сибирском педагогическом журнале №2 за 2014 год можно познакомится с любопытным исследованием доктора исторических наук Зверева Владимира Александровича «Мировые посредники, крестьяне и школьные «наймиты». Судьба сельских общественных училищ в Алтайском округе середины XIX века». Интересные данные о системе образования в масштабах всего Российского государства можно получить  в работе «Школьное образование и грамотность в России к 1917 году» (http://echo.msk.ru/blog/fedor/951266-echo/.). И это всего лишь несоизмеримо маленькая крупица  информации по данному вопросу, которую мы можем получить, буквально, не выходя из дома.  Ну что ж, давайте отправимся и мы в сибирскую деревню Российской империи и выясним всё таки, была ли она сплошь неграмотной, и было ли доступным образование для крестьянских ребятишек.

И так, впервые стройная система народного просвещения была обозначена в 1782-1786 годах Матушкой Екатериной, Императрицей Екатериной II. Её внуком,  Императором Александром I в 1802 году было учреждено Министерство народного просвещения, а в 1803 году им же было издано новое положение об устройстве учебных заведений в Российской империи, где были чётко и однозначно прописаны основные принципы системы образования в России. Это:

  1. Бессословность учебных заведений
  2. Бесплатность обучения на низших его ступенях
  3. Преемственность учебных программ.

Даже, когда император Николай I запретил принимать в гимназии и университеты представителей низших сословий, для крестьян сохранялись одноклассные приходские училища, где сельские ребятишки могли бесплатно изучать  четыре правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий». С отменой крепостного права в стране начинается новый этап развития образования. Появляются новые формы бесплатных учебных заведений для крестьян, такие как, Церковно-приходские школы, земские школы грамоты, воскресные и частные школы. Гимназии вновь стали бессословными и были  открыты для всех, кто в состоянии был оплатить обучение.

В 1870 году в центре Барнаульской волости селе Чистюнька открывается четырёхклассное сельское волостное училище состоящее в ведении Министерства внутренних дел, на содержание которого казной ежегодно тратилось 200 рублей и 125 рублей  на её содержание отчисляли сельские общины волости. Специально для училища было построено просторное здание, просуществовавшее до начала 2000-х годов. В 1896/1897 учебном году в нём, совершенно бесплатно постигали азы грамотности, а так же изучали  математику, географию, и историю 49 мальчиков и 13 девочек, в том числе и из ближайших населённых пунктов, при населении Чистюньки в 1662 человека. Удивительно, к 1897 году, школа в Чистюньке уже существовала 27 лет. Двадцать семь лет крестьяне имели возможность бесплатно давать начальное образование своим детям. И что? В 1897 году только 10% всего населения волостного центра было грамотным, то есть умело читать и писать, либо только читать или писать. Невероятно, но, когда открылась в Чистюньке школа, что бы она не пустовала, а деньги сельских общин не тратились в пустую,  по обоюдному приговору, каждая сельская община, а их было в волости 24, обязана была послать в волостное училище одного ученика. Родители такого ученика за образование не платили, а вот за доставку в школу и  оплату проживания во время обучения (для таких детей была пристроена специальная комната, своего рода интернат), платили они сами, либо за них платило общество. Таким образом, ученика из бедной семьи общество посылать не решалось, а зажиточными крестьянами, как правило, были старожилы из старообрядцев, не признававшие светское образование. Вот так и появлялись школьные «наймиты», которые за определённую плату зажиточного старожила учились в волостном училище вместо его отпрыска, посланного на учёбу сельским обществом. Ну чем не история с Петром I и боярскими детьми, посылаемыми им  на учёбу за границу? Масштаб немного не тот. А суть то, та же. Данное положение дел изменилось только в 1881 году с отменой обязательной отправке представителя сельского общества  на учёбу в волостное училище.

1896-1897 годы, по инициативе Господина Томского Губернатора Генерал-Майора Ломачевского создаются школы грамоты в 18 населённых пунктах волости.  Так, школа в Фунтиках была открыта в 1896 году по инициативе волостного старшины и священника села Чистюньки. В следующем, 1897 году школы открываются сразу в пяти населённых пунктах современного Топчихинского района. Это сёла:

  1. Колпаково, где в 1897-98 учебном году обучалось 20 мальчиков и 2 девочки,
  2. Легостаева (Володарка), в которую осенью 1897 года пришли 25 мальчиков и 2 девочки,
  3. Большая Речка (Чаузово), где в 1897-98 учебном году сели за парту 24 мальчика и 6 девочек,
  4. Красноярка, где в этом же году обучалось 6 мальчиков и 6 девочек
  5. Хабазино, где обучались грамоте 25 учеников.

Таким образом, к 1897 году в волости сформировалась целая система образовательных учреждений, состоящая из одного государственного волостного четырёхклассного училища в Чистюньке, двух церковно-приходских школ в сёлах Вяткино и Кашино,  и восемнадцати школ грамоты, пять из которых располагались в населённых пунктах современного Топчихинского района. Только в трёх из двадцати четырёх населённых пунктах волости не было бесплатного начального учебного заведения. И, что? Всего в них обучалось в 1897/1898 учебном году 676 мальчиков и 92 девочки. Это, к всеобщему удивлению, всего лишь 29,1% от всех мальчиков школьного возраста, и 6,2% девочек волости. Невероятно, но по переписи 1897 года грамотность в центральных губерниях Российской империи составляла 23%, в Западной Сибири – 11%, а на Алтае всего 9%. Почему не учились остальные? Ведь обучение было и доступным и бесплатным. Ответ на этот вопрос даёт известный исследователь, педагог Б.И. Субарский обследовавший волостные училища Алтая в 1893 году. Он в своём отчёте писал: «Крестьяне в учреждённые волостные школы детей своих не отдают, ибо убеждены в бесполезности и даже вредности школьного образования. Как они выражаются « Учёного не сделаешь земледельцем и домохозяином». Что бы положение изменилось необходимо убедить крестьян в обратном.» Давайте посмотрим, изменилась ли ситуация с народным просвещением в волости к 1905 году. Статистики по всем селениям волости нет, но вот по волостному центру Чистюнька исследователь Н.М. Трегубов нам оставил следующие статистические данные. И так, в 1905 году в Чистюньке уже два учебных заведения. Это  министерская начальная четырёхклассная школа и одногодичная церковно-приходская школа. В них бесплатно обучалось 81 мальчик и 50 девочек, то есть лишь 8% от всех детей школьного возраста. По сравнению с 1897 годом, конечно, есть  рост, но очень и очень незначительный. Патриархальная, общинная деревня не видела перспективы не только в образовании, даже в элементарной грамоте. Н.М. Трегубов с горечью отмечал, что в том же 1905 году даже сельский староста  и сборщик в (это как глава и бухгалтер сельской администрации в настоящее время) мало чем отличались от остальных. Первый был вообще неграмотный, второй малограмотный. Во всем многотысячном населённом пункте в 1905 году только 10 человек выписывали газеты, преимущественно местные («Сибирскую жизнь», «Барнаульские телеграммы»). Что хочется сказать в данном случае: « видимо, всё-таки, бытие, если и не определяет, то очень влияет на сознание». Впереди были Сталыпинские реформы, людской вал переселенцев, бурный подъём экономики, строительство железной дороги. Жизнь резко шагнула семимильными шагами вперёд, и процент учащихся возрастает в России уже к 1911 году до 23,8% от количества детей школьного возраста. Такой же стремительный рост в народном образовании  мы наблюдаем  и на Алтае. Многое, наверно, быстрее могло бы изменится к лучшему в области народного просвещения если бы при сохранении бессословности, бесплатности начального образования и единообразия образовательных программ Россия смогла перейти хотя бы к обязательному  всеобщему начальному образованию. Судите сами, обязательное всеобщее  образование было введено:

  1. В Пруссии в 1717 году
  2. Австрии в 1774 году
  3. Дании в 1814 году
  4. Швеции в 1842 году
  5. Норвегии в 1848 году
  6. США в 1852 году
  7. Японии в 1872 году
  8. Италии в 1877 году
  9. Великобритании в 1880 году
  10. Франции 1882 году

В России предлагаемый закон об обязательном начальном образовании обсуждаемый  в Государственной Думе с 1908 года  тихо умер к 1912 году.

Сергей Поздин