Люди с бульвара Капуцинок

Люди с бульвара Капуцинок

Люди с бульвара Капуцинок
Директор Топчихинской киносети Фокин Иван Николаевич

Прошлый, XX век можно смело назвать веком кинематографии. Ведь именно на рубеже XIX и XX веков, в 1895 году Л.О. Люмьером  был изобретён «синематограф», а уже 28 декабря 1895 года в Париже, в подвале  Гран-кафе на бульваре Капуцинок состоялся первый в мире платный киносеанс из десяти небольших фильмов. Не случайно именно 28 декабря является международным днём кино. В Российской империи первый киносеанс прошел 4 (16) мая 1896 года в Санкт-Петербурге. Первый фильм уже отечественного производства продемонстрировали 2 (15) октября 1908 года. Он назывался «Понизовая вольница» и посвящён народному герою Степану Разину. Первые фильмы были очень короткометражные, длившиеся всего 6-10 минут. До 1919 года в Российской Империи день кино отмечался так же как в государствах Европы, то есть 28 декабря. В Первую мировую войну, в годы революции и гражданской войны синематограф позволил создать сотни метров кинохроники, запечатлевших великие и трагические события в истории России. Агитационную, пропагандистскую и воспитательную силу кино оценили в советской России и 27 августа 1919 года процесс производства и проката фильмов в России был поставлен под контроль государства, а именно народного  комиссариата просвещения. С этого момента День советского кино стал отмечаться 27 августа. В 90-е годы праздник советского кино объединили с международным Днём кино, и лишь в 2002 году в Министерстве культуры Российской Федерации решило, что отечественный  кинематограф, имеющий более чем вековую историю достоин своего собственного праздника. По советской традиции днём российского кино было определённо 27 августа.

Современный процесс производства и демонстрации кино очень сильно изменился. С развитием компьютерных технологий ушла в прошлое такая романтическая профессия как каскадёр. Вместе с XX веком ушли в прошлое массовый кинопрокат и «Топчихинское кинозрелищное предприятие» с целой  сетью киноустановок установленных в каждом, даже самом маленьком населённом пункте района. Но, живы те, кто доносил кино, до каждой сельской семьи, это армия киномехаников, мастеров киноустановок,  «инженеров и других служащих системы кинопроката. Живы те, кто был свидетелем триумфа кинопроката, когда кинотеатры и клубы росли как грибы. Вот всех вас, и всех любителей современного российского кино мы от всей души поздравляем с профессиональным праздником Днём российского кино. Новых, интересных вам премьер.

История российского кино

Как мы уже сказали, первый киносеанс прошёл в России 4 мая 1896 года в Санкт-Петербурге. Первый снятый в России фильм вышел в прокат 2 октября 1908 года. В Советском государстве кинематограф занимал особое место. «Важнейшим из всех искусств для нас является кино», – сказал вождь пролетариата В.И. Ленин, и это стало толчком к сплошной кинофикации страны. В каждой республике были созданы национальные киностудии, а в каждом населённом пункте кинотеатры, клубы или киноплощадки для стационарных или передвижных киноустановок. В 1926 году вышел в прокат фильм Сергея Эйзенштейна, «Броненосец Потемкин», вошедший в золотой В фонд российского кино. Первоначально фильмы были лишены звука, но уже в 1931 году вышел первый советский звуковой художественный фильм «Путёвка в жизнь», а в 1934 году советская делегация получила первый кубок на одном из первых, Венецианском  кинофестивале. С 1935 года берёт своё начало Московский кинофестиваль, ставший с 1959 года международным. Всему миру стали известны такие советские киностудии как «Мосфильм», «Ленфильм», Одесская киностудия, Рижская киностудия, им. Довженко, им. Горького, и другие. Мало кто знает, что всего за советское время было снято более 7 000 лент для широкого проката. На сегодняшний день в России работает около 40 киностудий. Одни из самых крупных – «Мосфильм», «Ленфильм», Киностудия имени М. Горького. В год снимают более ста фильмов, а в кассовых сборах доля отечественного кино составляет почти 30%.

Синематограф на Алтае

А как и когда познакомились с синематографом на Алтае? Надо сказать, что изобретение Люмьера с быстротой ветра распространялось по земле, достигая самые отдалённые уголки. Так, в августе 1897 жители Алтайского края увидели первый. Показ состоялся в Народном доме Барнаула (ныне краевая филармония на ул. Ползунова). Единственный в то время владелец  аппарата «Синематограф», в Сибири был артист цирка и предприниматель Ф.Ф. Махотин. Именно он и  привез в город пленки с фильмами. Зрители увидели снятую в 1896 году братьями Люмьер документальную ленту с прибытием паровоза. В 1910 году в городе официально разрешили «постройку деревянных зданий для синематографов». Вскоре здесь работало уже 10 кинотеатров. Это, «Триумф» (в доме на углу улицы Пушкина и Ленинского проспекта), «Иллюзион» (на углу площади Свободы и улицы Пушкина, близ Петропавловского собора), «Грот» (на углу Красноармейского проспекта и улицы Пушкина), «Трио» (в доме на улице Пушкина) и более мелкие заведения — «Каскад», «Мир» и «Алтай». Самый первый фильм на Алтае был  снят в 1910 году известным барнаульским фотографом Сергеем Ивановичем Борисовым во время экспедиции в Горный Алтай, и назывался он, «Виды Алтая». Международных кинофестивалей этот фильм не увидел, но в Народном доме Барнаула демонстрировался с успехом. В основном же кинопродукцию в Барнаул и Бийск поставляли крупнейшие в Сибири прокатные фирмы «Братья Каплун» (Омск) и «Дон-Отелло» (Иркутск).

В самый расцвет кинофикации, в 70-е годы прошлого столетия в Барнауле работали до полутора десятков крупных, современных кинотеатров во всех районах города, плюс киноустановки во всех Домах культуры крупных предприятий. Всего киносеть Алтайского края в данный период насчитывала более 200 кинотеатров и более 3500 киноустановок размещённых в клубах предприятий и колхозов края. Только в Топчихинском районе в 70-80-е годы прошлого столетия работало два кинотеатра и 52 киноустановки в основном по населённым пунктам района.

В настоящее время количество кинотеатров в крае  очень сократилось. В сельских населённых пунктах их просто не осталось, в городах остались единицы. Так в Барнауле на сегодня идёт прокат фильмов только в восьми кинозалах города. Интернет и телевидение сильно потеснили кино, но ни время ни современные технологии не смогут полностью заменить кинотеатр, как невозможно интернетом заменить драматический театр, оперу, или балет. Не только, некогда разветвлённая и обширная,  киносеть связывает Алтайский край с кинематографией. Так на территории Алтайского края было снято 12 фильмов. Это, самый первый  восьми минутный фильм «Виды Алтая», снятый барнаульцем С.И. Борисовым в 1910 году, первый игровой фильм  «Красный газ», снятый режиссёром Г. Калабуховым в 1924 году, первое звуковое кино «Одна» снятое в 1931 году, фильм «Золотое озеро», снятый в 1935 году, фильм-сказка «Кощей Бессмертный», снятый Александром Роу в 1944 году. Три   фильма «Живет такой парень», «Ваш сын и брат» и «Печки-лавочки» снял на Алтае Василий Макарович Шукшин. В настоящее время  на Алтае было снято четыре фильма сериал «Пока цветёт папоротник» (2012г), «То, что во мне» (2017г), «Полный Алтай» (ещё в производстве), «Eins, Zwei, Drei» (в производстве), а так же в Алтайском крае снимались отдельные эпизоды и сцены исторического фильма «Ермак». Алтайский край является родиной нескольких десятков артистов кино, режиссёров и продюсеров. Среди них такие известные артисты как, В.С. Золотухин, В.М. Шукшин, А.И. Булдаков, М.С. Евдокимов, А.З. Ванин, И.П. Мирошниченко, А.В. Панкратов-Чёрный, Н.Н. Усатова и другие замечательные артисты. Говоря об артистах земляках нельзя не назвать артистов Стебунова Ивана Сергеевича из Колыванска Павловского района, и Алексея Васильевича Нечепуренко из Чистюньки. С Алтаем тесно связана судьба Леонида Фёдоровича Быкова. Именно в Барнаул, где он был в эвакуации во время Великой Отечественной войны, привёз на премьеру режиссёр Быков свой знаменитый фильм «В бой идут одни старики». Леонид Фёдорович неоднократно бывал и в Топчихе. В Топчихинском районном краеведческом музее хранится несколько фотографий с автографом и его знаменитой фразой «Будем жить!». В фондах музея так же хранятся письма народного артиста  РСФСР Насонова К.А. своему дяде Коноплицкому С.Е. в Топчиху за 1943 год.

Как бы не складывались обстоятельства, кинематографическая жизнь в Алтайском крае продолжается. В настоящее время в крае работает 12 компаний кинопроката и киностудий, среди которых такие как «Алтайкиноцентр», кино-анимационная студия «Простор» и другие.

Каждый год в крае проходит Всероссийский Шукшинский кинофестиваль. А еще в крае есть Молодежный центр кинематографистов Алтая. А значит есть надежда на то, что  российское кино будет нас радовать новыми артистами, невероятными сюжетами и неожиданными развязками.

Обращаясь к теме  кино и кинематографии я перелистал подшивки районной газеты за сороковые, пятидесятые и шестидесятые годы. Где как не в районке может быть отражён труд огромной гвардии киномехаников и других служащих киносети Топчихинского района.

Дарить людям праздник

Трудно сказать, когда и где в Топчихинском районе прошёл первый киносеанс. Даже в районной газете не сохранилось об этом сведений. Зато в послевоенный период, например в газете за 1948 год мы можем прочесть некоторые сообщения о том, что при районном исполнительном комитете  существует отдел по кинофикации района, и возглавляет его в 1948-1949 годах фронтовик, лейтенант запаса Мастюгин Павел Илларионович. Судя по тому, что был целый отдел управления, значит, хотя бы в райцентре уже был кинотеатр, а в сёлах района видимо работали передвижки. В 1960 году, газета несколько раз обращалась к теме работы киносети.  Так, например в статье «Лучшая по профессии» от 18 сентября 1960 года рассказывается о лучшем киномеханике Щербиненой Таси. «В 1959 году Тася Щербинина закончила Троицкое техническое училище киномехаников и была направлена в Топчихинский район. Трудолюбивую девушку киномеханика хорошо знают в совхозе «Раздольный», в колхозах «Правда», «Родина», а так же в «Искра», где она сейчас работает. В 1959 году Тасе присвоили квалификацию  киномеханика первой категории. А спустя н год, за качественный показ кинофильмов, образцовое содержание аппаратуры и постоянное перевыполнение плана  Краевое Управление культуры премировало её именными наручными часами. Т. Щербинина одна из скромных и добросовестных работников культурного фронта, одна из лучших киномехаников района». Так, что совершенно ясно, в совхозе «Раздольный», сёлах Переяславка, Белояровка и Фунтики в 1959 году киноустановки были. Там же, в сентябрьских номерах газеты за 1960 год мы можем найти информацию об привлечении кинопередвижек районной киносети на полевые станы и бригады колхозов имени Карла Маркса, Мир, и Маяк. Что свидетельствует, о том, что в районном отделе кинофикации имелись автомобили с передвижными киноустановками, и по договору с колхозами они обслуживали не только сёла, но и полевые бригады колхозов. Показывая по 4-6 фильмов в месяц.

 Более подробно о деятельности киносети Топчихинского района давайте попросим рассказать главного киноведа района, бывшего директора «Топчихинского кинозрелищного предприятия»  Фокина Ивана Николаевича и зададим ему несколько вопросов.

Иван Николаевич, как и когда вы стали директором всей киносети Топчихинского района?

Закончив Троицкое техническое училище киномехаников, я вернулся в родное село, где уже в сельском клубе стояла стационарная киноаппаратура, и начал свою трудовую деятельность киномехаником. В селе меня уважали. Кино, ведь было пожалуй единственным способом сельчан культурно отдохнуть от весьма нелёгкого колхозного труда. Да и у девчонок теперь киномеханик, как в старину гармонист».

 — К тому же я рукодельный он был, сам электрику мог починить, ну и киноустановку тоже.  Имел единственный в селе фотоаппарат и все сельчане шли фотографироваться к нему. Даже стричь умел. В общем, целое КБО в одном лице. Вот и знали его и в Красноярке все и в Топчихе начальство знало и ценило, к тому же он в 1961 году ещё и Барнаульское культпросвет училище закончил, сейчас это Барнаульский колледж культуры по специальности методист клубной работы — вступает в разговор супруга Ивана Николаевича.

— Да, руководил тогда, в 1966 году, всей киносетью в районе Гончаров. Он был родом из Подмосковья. Хотел на родину уехать, а его не отпускали. Говорили, найдёшь себе замену, тогда езжай куда захочешь. Так вот он в Хабазино приехал и предложил мне должность директора киносети Топчихинского района. Мне то не очень хотелось из Красноярки уезжать, но супруга настояла. Так вот в 1966 году мы переехали в Топчиху и меня приняли на должность директора Топчихинского кинозрелищного предприятия. В этой должности я проработал бессменно 34 года.

— Иван Николаевич, вот вы выбрали специальность киномеханика чисто случайно, как многие делают, или же осознано, так сказать, по призванию?

— Ну, во первых мне нравилось с аппаратурой работать, а во вторых ещё мальчишкой помнил как в село приезжала кинопередвижка целый праздник в селе, а главный на этом празднике киномеханик. Да и кино я любил очень, а где его в те годы посмотришь, телевизоры то почти не было.

— Скажите, а ваша организация была большая?  Сколько подчиненных?

— Конечно, организация большая была вот только в райцентре находилось по более двадцати человек сотрудников. Во первых директор, во вторых заместитель директора, технорук. Это технический руководитель значит, или инженер по всей аппаратуре и технике.  Ну и дальше, два бухгалтера, один кассир,  который все кинотеатры и киноустановки обеспечивает билетами. То есть главный кассир, в ведении которого находились кассиры кинотеатров  района. Кроме бухгалтерии был один реммастер киноустановок и конечно шофёр нашей машины по доставке фильмов, или мастера, в случае серьёзной поломки аппаратуры. Вот уже семеро, плюс к ним  директора двух кинотеатров райцентра,  киномеханики  билетные кассиры, а так же технические работники (уборщицы) кинотеатров. К ним надо добавить киномехаников киноустановок в клубах Райсельхозтехники и Топчихинского Заготзерно. Вот и получается уже в райцентре такое количество, а к ним нужно прибавить  киномехаников работавших в 52 сёлах района, где имелись стационарные киноустановки. Вот так, если все вместе, то и выйдет, почти 100 человек. Целая армия.

— Иван Николаевич, а сколько всего кинотеатров было в районе? 

— Кинотеатров то всего было два. Оба они находились в Топчихе. Это кинотеатр «Спутник», около железной дороги. Там сейчас какие -то службы железнодорожников располагаются. И кинотеатр «Восток», который сейчас разрушен, а на его месте сейчас возведён православный храм. О кинотеатре «Восток» надо сказать отдельно. Построен он был ещё до того как я перевёлся в Топчиху. Это было самое современное по тем временам здание в Топчихе. Кроме того он был на тот период единственным сельским широкоформатным кинотеатром в крае. И аппаратура в нём вся была установлена импортная, чешская.  Правда, строили его два раза.  Сначала построили, а через какое то время начала сыпаться и обваливаться потолок в зрительном зале. Экспертиза выявила недопустимые разрушения и кинотеатр закрыли. Затем разобрали и почти заново построили зрительный зал. Вот так в два захода и построили такую красоту. Титов Герман Степанович когда приезжал, выступал в этом кинотеатре. Не зря же он назывался «Восток».

— Как вы и откуда доставляли фильмы?

Это отдельная история. Для большинства киноустановок фильмы мы получали в организации «Кинопрокат» в городе Алейске, для кинотеатра «Восток», то есть широкоформатные фильмы мы брали то же в «Кинопрокате», только в Барнауле. Там фильмы были самые современные, самые лучшие. А вот для остальных киноустановок приходилось за фильмы биться. Приезжаешь в Алейск, смотришь список предлагаемых фильмов, выбираешь, и тут начинается торг и борьба  за лучшие фильмы. Конечно в результате, что то сразу забираешь, на какие то хорошие фильмы, как в библиотеке на хорошую книгу, записываешься в очередь. Хорошие фильмы, чаще всего индийские, давали например на день, на два для показа. А показать то надо по всем 52 населённым пунктам? Не хочется же ни кого обижать. Вот тут и начинается гонка. Пока в Топчихе смотрят вторую серию фильма, первую уже доставили пулей в Белояровку и там уже идёт просмотр. Так за день почти все сёла объезжали. Иногда в последнем селе просмотр, по желанию граждан, заканчивался далеко за полночь.  Домой возвращались и в два часа ночи и позже бывало.

— Иван Николаевич, скажите, кого бы из ваших подчинённых, передовиков вы бы могли назвать?

— Передовиков было много. Ведь в наше время многие работали по простому принципу, сначала Родине, потом  себе. Но больше всего мне запомнились например киномеханики Коев Михаил из Поморья, Саша Шкодкин из Белояровки, Витя Белышев из Дружбы. Эндерс Владимир из Победима. Все они были энтузиасты своего дела. Например Коев Михаил, до последнего ездил с передвижкой по ближайшим от Поморья маленьким населённым пунктам и доставлял им праздник, доставлял кино. И зимой и летом на лошадке он вёз аппаратуру в Крутой Лог, в Зыряновку, Солоновку, Вершину, Дёмичев и другие посёлочки Поморского  сельского Совета. А Витя Белышев, всегда самый первый прибегал за фильмами, из кожи вылезет, а хороший фильм для своих сельчан достанет. Да все они были прекрасные люди, энтузиасты своего дела.

Технаруки у меня то же были прекрасные. Например Каширин Геннадий Данилович. Величайший мастер, инженер. Как только в Барнауле построили кинотеатр Мир, инженером в этот суперсовременный киноцентр забрали Геннадия Даниловича. На его место пришёл Перепалов Иван Андреевич, такой же великолепный инженер и прекрасный человек.

— Иван Николаевич, я вижу у вас дома вымпелы и даже красное знамя. Что это за реликвии?

— Это награды нашего Топчихинского предприятия. Большой дружной командой мы работали по ударному. Однажды, заняв первое место среди предприятий края, мы получили в качестве награды переходящее красное знамя. Сохраняя в течении ряда лет лидерство в соцсоревновании предприятий кинопроката Алтайского края мы добились того, что знамя переходящее нам отдали на вечное хранение. Вот предприятия уже нет, а знамя  добытое в честном соревновании я храню.

Ну что ж огромное вам спасибо за интересный рассказ. Примите от нас искреннее поздравления с праздником, Днём российского кино.

В конце статьи, хотелось бы выразить огромную благодарность семье  Фокиных. Они не только сохранили многие реликвии прошлого века, века кино, но и передали их на вечное хранение в Топчихинский районный музей. Это переходящее красное знамя Топчихинского  кинозрелищного предприятия, победителя  соцсоревнования, вымпелы лучших киномехаников, Книгу почёта предприятия, целую коллекцию фотографий сотрудников предприятия. Часть из них мы публикуем в этой статье. Пусть в этот праздничный день, день кино жители района вспомнят тех, кто тихо и незаметно,  дарил им праздник многие годы.

Люди с бульвара Капуцинок
Киномиханник из п. Дружба Белышев В. Д. Один из лучших киномиханников района.

Сергей Поздин.

Фото из архива Фокина Ивана Николаевича.